Официальный twitter-аккаунт Президента России

Официальный twitter-аккаунт МИД России

Новости Посольства

Назад

Об основных направлениях развития Крыма в составе России

(информация)

 

Структурная интеграция Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации завершена. Региональное законодательство приведено в соответствие с общефедеральным. Крым – один из наиболее динамично развивающихся российских регионов.

Несмотря на непростое наследие «украинского периода» (включающее неудовлетворительное состояние большинства основных фондов), а также нарастающее санкционное давление, социально-экономическое положение в Крыму улучшается. В настоящее время на полуострове идет процесс «выравнивания» до среднероссийских социально-экономических показателей, темпы роста при этом – одни из самых высоких в стране. Положительная динамика наблюдается почти во всех основных секторах крымской экономики. Фиксируется устойчивый рост доходов регионального бюджета (в Республике Крым с 2014 г. он вырос в 3 раза – до 54 млрд руб.), набирает обороты жилищное строительство, промышленное производство, есть признаки оживления в сельском хозяйстве, укрепляет свои позиции традиционно важный курортно-туристический сектор.

С 2015 г. реализуется рассчитанная на период до 2022 г. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» объемом около 1 трлн рублей. Программа нацелена на устранение диспропорций в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до общероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста на полуострове, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала. Основные направления работы в рамках госпрограммы на предстоящие годы – завершение формирования энергетического комплекса, решение проблемы водообеспечения, совершенствование транспортной инфраструктуры: улучшение сети автомобильных дорог, задействование портов, в целом обеспечение надежного сообщения с материковой частью Российской Федерации.

Республикой Крым разработаны 49 региональных паспортов национальных проектов с общим объемом финансирования в 83 млрд руб.

На полуострове сохраняется позитивная атмосфера межнациональных и межконфессиональных отношений. Согласно результатам соцопроса ВЦИОМ (март с.г.), подавляющее большинство крымчан (89%) заявило об отсутствии на полуострове конфликтных ситуаций на межнациональной почве, 92% характеризуют межэтнические отношения как доброжелательные.

Перерегистрация объединений граждан, включая религиозные организации, завершена. Федеральные и региональные власти предметно занимаются обеспечением закрепленных в конституции Республики Крым культурных, религиозных и иных интересов всех национальных меньшинств, в том числе крымских татар.

 

Уровень жизни

 

С момента вхождения полуострова в состав России реальные зарплаты населения в бюджетном секторе, а также пенсии и пособия выросли в 2-2,5 раза и приблизились к общероссийскому уровню. Потребительский рынок насыщен продовольственными товарами в достаточном количестве и ассортименте (треть из них – от местных крымских производителей).

Вместе с тем повысился и уровень цен на основные товары, включая продукты, возросла также стоимость коммунальных услуг, жилья и аренды. С учетом этого, к сожалению, Крым пока остается в «нижней» половине списка по доходам населения среди регионов России. На полуострове все еще недостаточно емкий рынок труда, особенно в межсезонье. Высоким уровнем занятости населения отличается Севастополь.

Форсированное развитие с акцентом на повышение уровня жизни крымчан продолжает оставаться ключевой задачей социально-экономического развития. Всего на социальные проекты – образование, здравоохранение, культура – выделяется 60% доходной части республиканского бюджета. Быстрыми темпами идет строительство учреждений школьного и дошкольного образования – очереди в детсады планируется ликвидировать к 2022 г.

 

Промышленность

 

В целом сохраняется тенденция к росту промышленного производства, многие предприятия прошли процесс модернизации. Индекс промышленного производства с января 2015 г. по декабрь 2018 г. вырос в Республике Крым с 90,1% до 108%, в г. Севастополь – с 87,7% до 129,2%. Доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) в Крыму за это время увеличилась с 10% до 18%, при этом в целом объем ВРП с 2014 г. вырос более чем в два раза. Почти вдвое по сравнению с 2014 г. увеличился и портфель заказов в промышленности. Однако их уровень на предприятиях не равномерный, вследствие чего в планах развития на ближайшее будущее – более масштабная загрузка заказами местных судостроительных и судоремонтных предприятий.

 

Свободная экономическая зона

 

На территории Крымского полуострова действует Свободная экономическая зона. В рамках ее развития заключено более 250 инвестсоглашений, реализуется 183 проекта с общим объёмом капиталовложений свыше 156 млрд руб., планируется создать 14 тыс. рабочих мест (включая 34 подписанных в 2018 г. инвестсоглашения на сумму 12 млрд руб. с 1,3 тыс. рабочих мест).

Сферами наиболее крупных финансовых вложений являются: сельское хозяйство (60 инвестпроектов), строительство (39), промышленность (32), курорты и туризм (26), транспорт (10).

Для участников Свободной экономической зоны в Республике Крым и г.Севастополь в 2017-2018 гг. предусмотрены налоговые льготы на сумму 4,6 млрд руб. Программа налогового стимулирования будет действовать
до 2040 г.

 

Энергетика

 

В связи с «энергоблокадой» Крыма со стороны Украины в
ноябре 2015 г. были оперативно налажены временные схемы электроснабжения полуострова: завезены сотни мобильных генераторов повышенной мощности, создан «энергомост» – через Керченский пролив с Кубани проложены энергокабели и парный магистральный газопровод.

В результате комплексных масштабных работ Крым вышел из энергетического «пике», условия безопасности в этой сфере значительно улучшились. К настоящему времени проблема энергоснабжения Крыма успешно решена. В целях достижения постоянного профицита генерирующих мощностей и ликвидации энергозависимости от Украины построены и введены в строй Балаклавская (г. Севастополь) и Таврическая (Симферопольский р-н) ТЭС большой мощности, имеющие каждая по паре импортных газовых турбин (235 мегаватт). Введена в эксплуатацию Сакская ТЭЦ (с дополнительной мощностью 120 мегаватт), отличительной особенностью которой является полное отечественное исполнение (впервые в постсоветской истории). В 2019 г. Республика Крым вышла на максимальное производство электроэнергии в 1800 мегаватт при пиковом потреблении в 1100 мегаватт.

 

Прорабатываются планы более масштабного развития в Крыму «зеленой» энергетики, прежде всего, гелио- и ветроэнергетики, потенциал которой на полуострове, естественно, достаточно высок (Крымский ветропарк, состоящий в основном из японских и лицензированных украинских агрегатов – самый большой в России).

 

Водопользование

 

После перекрытия Киевом Северо-Крымского канала вопрос безопасности водоснабжения полуострова остается пока единственной до конца не разрешенной проблемой.

Для стабильного водоснабжения жителей полуострова уже запущено 100 км новых трубопроводов, к 2020 г. завершится создание «многониточных» водоводов для пополнения Северо-Крымского канала и преодоления последствий его перекрытия. До 2030 г. предполагается также реализовать программу по улучшению качества воды в Крыму общей стоимостью 36 млрд руб. Средства будут направлены на реконструкцию и строительство очистных сооружений, водозаборов, водоводов и на цели обеззараживания воды.

В сельском хозяйстве внедряются ресурсосберегающие системы орошения. Расширяются посевные площади с использованием систем капельного орошения.

 

Транспортная инфраструктура

 

На динамике социально-экономического развития Крыма весьма положительно отразилось открытие в мае 2018 г. автомобильного сообщения по сооруженному в рекордно короткие сроки Крымскому мосту. На него сместился акцент по грузо- и пассажиропотоку (60% всего транспортного потока на полуостров). За истекший период 2019 г. по Крымскому мосту прошло 2,5 млн автомобилей, из них 34 тыс. автобусов и 405 тыс. грузовиков. В ближайшее время по транспортному переходу через Керченский пролив будет налажено регулярное железнодорожное сообщение.

Придать дополнительный импульс развитию региона призвано строительство через всю территорию с востока на запад четырехполосной автомагистрали федерального значения «Таврида» (Керчь – Севастополь, протяженность – около 250 км, общая стоимость – 130 млрд руб.). В начале 2019 г. сдан в эксплуатацию первый ее участок (Керчь – Симферополь). По состоянию на настоящий момент готовность трассы составляет более 75%. Работы ведутся и на участке Симферополь-Евпатория-Мирный (83 км). Срок окончания строительства – сентябрь 2020 г.

С 2015 г. по настоящее время в Крыму было отремонтировано более 950 км дорожного полотна, к 2024 г. планируется модернизировать 2 тыс. км. Согласно результатам исследований ВЦИОМ, 76% водителей отметили улучшение состояния дорог региона, хотя в 2014 г. их изношенность составляла 80%.

В 2018 г.  введен в эксплуатацию Международный аэропорт г. Симферополь (в декабре прошлого года ему присвоено имя «Иван Айвазовский»), значительно расширивший возможности наращивания пассажиропотока на полуостров. Новый терминал рассчитан на 7 млн человек в год. С начала 2019 г. он принял уже более 3 млн 100 тыс. пассажиров.

 

Жилищно-строительная сфера

 

Реализация на полуострове в последние годы крупных проектов в области транспортной и энергетической инфраструктуры обусловила значительный рост динамики строительных работ: ежегодно на 20-25% увеличиваются объемы промышленного строительства, ускоренными темпами ведется сдача в эксплуатацию многоквартирного жилья.

 

Туристско-рекреационный сектор

 

Наблюдавшийся в последние годы рост туристического потока в Крым в 2018 г. заметно ускорился и достиг 6,8 млн человек (в «украинский период» полуостров ежегодно посещало около 5,5 млн туристов, в 2014 г. там побывало до 4 млн человек). С началом автомобильного сообщения через Крымский мост турпоток вырос примерно на 25%. Существенно изменилась его структура: теперь около 85% – российские граждане (до 2014 г. они составляли лишь половину турпотока). Растет число россиян, посещающих Крым в межсезонье с целью оздоровления. Заполняемость крымских здравниц достигла в среднем 80%, в некоторых районах – 90%.

 

 

Август 2019 года